Новости логистики Октябрь 2024
ЖД * Обстановка с вывозом контейнеров с Дальнего Востока весь октябрь была напряженной. Большое количество отставленных поездов, дисбаланс между объемом экспортных и импортных отгрузок, эксперименты РЖД с ограничением обработки порожних вагонов, понижение приоритета фитинговых платформ до 8 категории, пик сезонного спроса пред новогодними праздниками – все это спровоцировало очереди на отправки из портов и повышение тарифов.
На конец октября средние сроки ожидания отправки контейнеров составили:
ВМТП — 20 дней, ВМКТ — 40 дней, Пасифик Лоджистикс — 14-20 дней, ВСК – 20 дней.
Предпосылок для улучшения ситуации пока нет. С ноября в РЖД приняли решение сократить объемы пропуска контейнерных поездов на 30-40%.
САНКЦИИ * Октябрь был богат санкционными ограничениями. Великобритания вновь расширила санкционный список по России, внеся в него еще две компании и пять судов-газовозов. Под санкции попали управляющие компании Ocean Speedstar и White Fox Ship Management FZCO. Среди судов, на которые распространяются британские ограничения: Asya Energy, Pioneer, North Sky, SCF La Perouse и Nova Energy.
* Минфин США ввел новые антироссийские санкции против более 30 физлиц и свыше 360 компаний.
Под санкции в этот раз попали не только предприятия и компании, связанные с ВПК, но и логистические операторы.
Помимо российских компаний, в санкционные списки включены иностранные юрлица, в том числе из Китая, Турции, Швейцарии, Узбекистана, Индии, Таиланда, Малайзии. Минфин отмечает, что санкции нацелены на поставщиков технологий и товаров для российского ВПК, а также - на борьбу против обхода введенных ранее ограничительных мер.
* Дополнительные сложности влечет за собой соглашение о сотрудничестве, подписанное США и Узбекистаном (ранее аналогичное соглашение подписали США и Казахстан). Данное соглашение предполагает обмен таможенной информацией между странами. Для РФ это может означать целый ряд рисков: ограничение параллельного импорта, аналогичные тем, что были введены Казахстаном, полный или частичный запрет на ввоз товаров двойного назначения, ограничения в платежах.
* Турция заблокировала экспорт в Россию товаров американского происхождения.
Financial Times пишет, что это произошло после того, как США предупредили страну о возможных последствиях. В список попали более четырех десятков категорий товаров, в основном это электроника, микрочипы и системы дистанционного управления, поскольку они могут использоваться в оружейных системах.
Ранее стало невозможным отправлять из Турции в Россию товары этих же категорий европейского происхождения.
Подробный список товаров и кодов ТН ВЭД можно посмотреть тут:
https://www.bis.doc.gov/index.php/all-articles/13-policy-guidance/country-guidance/2172-russia-export-controls-list-of-common-high-priority-items РОСТ СТАВОК * О повышении тарифов на перевозку контейнеров заявили в РЖД, монополия планирует повышать тариф на перевозку на 5% ежегодно в следующие два года. Объяснили это тем, что тарифы на контейнерные перевозки исторически росли медленнее прочих.
* Выросли ставки в Новороссийске. Повышение коснулось контейнеров, которые нельзя перегрузить в фуры, наблюдалась нехватка контейнеровозов, что вызвало повышение цен.
* Выросли цены на автоперевозки из КНР в РФ, в среднем на 7-16%. Причины повышения: рост количества заявок на автодоставку из Китая (в том числе из-за задержек железнодорожных отправок), усложнение логистических цепочек (с оплатой через третьи страны).
* Станции Московского Железнодорожного Узла: Селятино, Электроугли, Белый Раст прислали обновленные тарифы не терминальную обработку контейнеров, прибывающих в международном сообщении. Повышение существенное: 25-35%.
БРИКС С 22 по 24 октября в Казани прошел Саммит стран БРИКС. По итогам саммита было достигнуто много значимых для РФ договоренностей:
- Беларусь и Казахстан получили статус стран-партнеров БРИКС.
- РФ обсудили возобновление авиасообщения с Бразилией.
- Страны БРИКС признали необходимым создание логистических хабов.
- Главы таможенных служб стран БРИКС договорились о признании института уполномоченного экономического оператора в БРИКС. Подписан Совместный план действий, намечено взаимодействие таможенных служб по организации электронного обмена таможенными сведениями, план по пресечению сомнительных финансовых операций.
Упрощение взаимодействия между РФ и КНР. * С октября китайский бизнес начинает работать с российскими импортерами по новой методике. Компании создают отдельные юрлица для взаимодействия с компаниями из РФ.
* Визовый режим между Россией и КНР также становится проще для отдельных категорий граждан. В октябре на портале проектов нормативных правовых актов
размещен законопроект Минтранса РФ, который упростит дальнобойщикам получение виз.
Уточняется, что сейчас оформление китайских виз категории «С» доступно только тем, кто участвует в приграничной торговле. Документ должен помочь получить аналогичную визу перевозчикам, водителям и другим лицам из субъектов Российской Федерации, которые не имеют границы с КНР.
ТАМОЖНЯ * С 1 октября увеличился утилизационный сбор в отношении транспортных средств. Ставка для легковых автомобилей, по решению правительства, увеличится сначала на 70-85 процентов, а затем каждое 1 января будет повышаться на 10-20 процентов до 2030 года.
- Изменения не коснутся тех, кто ввозит в Россию легковушки с объемом двигателя до 3 литров для себя как физическое лицо. Ставка останется 3400 рублей для новых авто и 5200 рублей для авто от трех лет. Она должна сохраниться до 2030 года. Но есть условие: владельцам нужно выплачивать все таможенные пошлины и налоги и нельзя продавать автомобиль в течение года. Если они это сделают, придется заплатить утильсбор.
- Изменение затронет тех, кто покупает автомобили за границей и перепродает в России. И неважно, в каком статусе: физического или юридического лица. Речь не только о легковых авто: сбор повысят для грузовиков, автобусов, прицепов и полуприцепов, а также дорожно-строительной техники.
* Минэкономразвития РФ сообщил о повышении курсовой экспортной пошлины. Привязанная к курсу доллара экспортная пошлина на широкую номенклатуру товаров с 1 по 30 ноября 2024 г. вырастет до 7,0%. В октябре ее размер составил 5,5%.
*
Постановлением Правительства РФ из под действия экспортной пошлины выведен ряд товаров, в том числе инструменты ручные прочие (8205 59 809 9).
* РФ запланировал очередной эксперимент по маркировке. На этот раз - сладостей и кондитерских изделий.
Согласно
проекту постановления, эксперимент пройдёт с 15 декабря 2024 года по 31 августа 2025 года и коснётся шоколада, пирожных, конфет, зефира, пастилы, печенья, желе, мармелада, джемов, фруктового и орехового пюре, жевательной резинки, а также консервированных в сахаре фруктов, орехов, овощей и других сладостей.
* Минфин разъясняет, что оплата услуг агента не должна включаться в таможенную стоимость, если его единственная функция сводится к проведению платежа за поставку. Такое положение войдет в официальные разъяснения, которые ведомство готовит по просьбе ФТС РФ.